Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
15 Августа
1395 - 15 августа 1395 года В Москву из Владимира переносится Владимирская икона Божьей матери
15 августа 1395 года В Москву из Владимира переносится Владимирская икона Божьей матери
Первая треть XII в. Дерево, левкас, темпера Государственная Третьяковская галерея
Икона «Владимирская Богоматерь»
Чориков Борис Артемьевич (1802—1866)
Встреча в Москве иконы «Владимирской Богоматери»
Собор Владимирской иконы Божией Матери Сретения Сретенского монастыря в Москве 1677 г.
Собор Владимирской иконы Божией Матери Сретения Сретенского монастыря в Москве 1677 г.

Победа на Куликовом поле 8 сентября 1380 года создала новую политическую ситуацию, при которой объединительные процессы на Руси получили дальнейшее развитие. Она определила на столетие вперед главенствующую роль Москвы в освобождении русских земель от ордынского ига, но не привела к немедленному восстановлению независимости русского государства. В 1382 году хан Тохтамыш взял и сжег Москву, Переславль, Коломну, опустошил Рязанскую землю. А в 1395 году в русские пределы вторгся «покоритель вселенной» Тимур (Тамерлан), ведя к Белокаменной несметные полчища «окаянных».

В августе Тимур внезапно подошел к Ельцу. «И собрал он всех воинов своих, прошел всю Орду и всю землю Татарскую, подошел к пределам Рязанской земли, взял город Елец, и князя елецкого захватил, и многих людей замучил. Об этом прослышав, князь великий Василий Дмитриевич собрал воинов своих многочисленных и пошел из Москвы в Коломну, желая встретиться с ним; приступив с войском, встал на берегу у Оки-реки». Но, простояв «на одном месте пятнадцать дней» и не приняв сражения, Тимур повернул назад. Решение не идти к столице в Москве было воспринято как заступничество и чудо, явленное «заступления державы Русския» – иконой «Владимирской Богоматери», перенесенной по указу московского князя Василия I Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, из Владимира в Москву. «…Чудную икону взяли и понесли из города Владимира в Москву, из опасения перед Темир Аксаком татарским… И был тогда месяца августа пятнадцатый день…».

По преданию, икона написана евангелистом Лукой. Из Палестины ее перенесли в Константинополь, где она находилась до второй четверти XII века. В княжение великого киевского князя Юрия Долгорукого была привезена из Константинополя в Киев на одном корабле вместе с другой почитаемой иконой Богородицы – Пирогощей. Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, решив уйти на великое княжение в Ростовскую землю, «со слезами молил ее быть ему заступницей в его путешествии». Он помещает икону в соборе во Владимире — и с тех пор она получает название Владимирской.

«Когда же донесли икону эту почти до Москвы, тогда весь город вышел навстречу, и встретил ее с почетом Киприан-митрополит с епископами и архимандритами, с игуменом и дьяконами, со всеми служителями и причтом церковным, с монахами и монахинями, с благоверными князьями, с благоверными княгинями, и с боярами, и с боярынями, мужчины и женщины, юноши, девы и старцы с подростками, дети, младенцы, сироты и вдовы, нищие и убогие, всякого возраста мужи и жены, от мала и до велика, все многое множество народа бесчисленного… В тот самый день, как принесли икону пречистой Богородицы из Владимира в Москву, — в тот же день Темир Аксак-царь испугался, и устрашился, и ужаснулся, и в смятение впал, и нашел на него страх и трепет, вторгся страх в его сердце и ужас в душу его, вошел трепет в кости его, и тотчас он отказался и убоялся воевать Русскую землю, и охватило его желание побыстрее отправиться в обратный путь».

В Москве в честь торжественной встречи иконы «месяца августа в 26 день» был основан Сретенский монастырь. Воздвигнут он был на месте современных Сретенских ворот, где москвичи встретили чудотворный образ. «Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич и боголюбивый архиепископ Киприан, митрополит киевский и всея Руси, повелели вскоре на том месте, где встречали чудотворную икону пречистой Богородицы, поставить церковь во имя пречистой Богородицы… Эту же церковь освятил сам митрополит, поставили монастырь, и повелено тут было жить игумену и братии». По монастырю получила свое название московская улица Сретенка.

Средневековая символика придавала факту перенесения иконы из Владимира в Москву огромное значение. Идея избранности Москвы как политического и духовного центра Руси подчеркивается особой общегосударственной ролью культа Владимирской иконы, а московский князь представляется как правомочный наследник киевской, а затем и владимирской государственности.

Эти идеи нашли свое отражение и в литературных памятниках, рассказывающих о событиях 1395 года. В начале XV века в окружении московского великого князя Василия I Дмитриевича создается «Повесть о Темир-Аксаке», рассказывающая о неудачном походе Тимура на Русь, а в 60-е гг. XVI века для «Степенной книги» было написано «Сказание об иконе Богоматери Владимирской».

Л. Савченкова Ведущий научн. сотрудник