Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
Ледокол "Арктика" у Северного полюса
Август 1977 г. Фото глянцевое цветное
Атомный ледокол “Арктика” у  Северного полюса
1977 г.
Схема маршрута а/л “Арктика” к Северному полюсу и обратно
Мурманск. 1977 г. Недрагоценный металл, эмаль
Сувенирный значок «Атомоход Арктика»
Август 1977 г. Фото
“Кругосветное путешествие” вокруг Северного полюса. Флаг установлен в географической точке “Северный полюс”
Август 1977 г. Фото
На Северном полюсе: 2-й слева – министр Морского флота СССР Т.Б.Гуженко, капитан а/л “Арктика” Ю.С.Кучиев (в центре с древком флага Г.Седова) и чл.-корр. АН СССР Н.С.Хлопкин
1977г. Недрагоценный металл, эмаль. На обороте «N13. Хлопкин Н.С.».
Значок «Участнику похода на а/л «Арктика». Полюс - 77»
1977 г. Бумага, печать, чернила
Командировочное удостоверение члена-корреспондента АН СССР Н.С.Хлопкина на  Северный полюс на а/л “Арктика”
1977 г. Фото глянцевое цветное
Атомоход “Арктика” идет к Северному полюсу

17 августа 1977 г. в 04 часа 00 минут по московскому времени атомный ледокол «Арктика» ( А/л «Арктика») достиг географической точки Северного полюса. Эта точка не имеет географической долготы, а обозначена лишь одним измерением – девяностым, последним градусом северной широты. Впервые за всю историю мореплавания корабль преодолел мощный ледовый покров Центрального полярного бассейна и в активном плавании поднялся к самой вершине земного шара. Была исполнена вековая мечта многих поколений моряков и полярных исследователей.

Известно, что сюда добирались люди на собачьих упряжках, по воздуху, на подводных лодках. Но эти восхождения на северную вершину планеты еще не давали основания утверждать, что полюс окончательно завоеван, ибо до сих пор не состоялось самое желанное, самое трудное, самое необходимое для науки и практических целей восхождения, мечта о котором жила многие столетия, - пройти к полюсу на корабле.

Лишь этой, самой, казалось бы, естественной для океана дороги – надводной – никому не удавалось пробить. О ней мечтал великий русский ученый М.В.Ломоносов, который еще в сер. XVIII в. ратовал в статьях за изучение “Сибирского океана” и за использование Северного морского пути.

Многие годы жизни отдали этой идее великий русский химик Д.Менделеев и замечательный мореплаватель С.Макаров. Последнему принадлежат слова, сказанные 108 лет назад: “… надо построить ледокол такой силы, чтобы он мог ломать полярные льды”. Защищая эту идею, адмирал Макаров позднее прочел публичную лекцию с кратким и энергичным названием – “К Северному полюсу – напролом!”. Реализуя мечту, которая жила в поколениях мореходов, Макаров спроектировал, организовал постройку и совершил ряд успешных ледовых плаваний на первом в мире мощном ледоколе “Ермак”. Каждый шаг к полюсу давался с трудом. Многие экспедиции заканчивались трагически. Сегодня мы вспоминаем имена Нансена, Амундсена, Пири, Норденшельда, Нобиле

Огромный вклад в освоение Арктики внесли русские люди: Чичагов, Дежнев, Беринг, Брусилов, Русанов, Толль, Лаптевы, Седов и др. стерли с ее просторов много “белых пятен”. На медном кольце древка, найденного на острове Рудольфа, выцарапаны в 1914 г. латинскими буквами слова: “Седов. Пол. экспедиция”. Ее цель выражена в последнем приказе Георгия Седова: “Итак, в сегодняшний день мы выступаем к полюсу. Это – событие для нас и для нашей Родины…”. Седов не дошел до полюса, но мечта его осуществилась: древко, которое он нес сквозь стужу и льды, водружено в 1977 г. в “земную ось”.

Более 60-ти лет прошло с начала папанинской эпопеи – 9 месяцев провели на дрейфующей станции “Северный полюс” И.Д.Папанин, Е.К.Федоров, П.П.Ширшов, Э.Т.Кренкель. Отважная четверка получила интересные научные сведения о природе центральной части Арктического бассейна. Полеты известных полярных летчиков, рейсы таких судов, как “Георгий Седов”, “Челюскин”, “Сибиряков”, “Малыгин”, “Литке”, “Красин”, “Ермак”, - все это новые знания о ледовых морях, северных землях, принесшие славу Отчизне, большую пользу науке.

В 1961 г. атомоход “Ленин” высадил дрейфующую станцию “СП-10” на широте 75 градусов 27 мин. В 1973 г. ледокол “Владивосток” и дизель-электроход “Капитан Кондратьев” высадили дрейфующую станцию “СП-22” на широте 76 градусов 16 мин. Однако для достижения этим путем полюса нужна была иная техника, иной уровень науки. Их дала наша эпоха, лучшие достижения которой буквально во всех областях нашли свое воплощение в атомном ледоколе “Арктика”.

А/л «Арктика» представлял собой тип корабля, не имевший аналогов в судостроении, общая мощность его двигателей была равна 75 тыс.лошадиных сил. Такая мощность в сочетании с особой конструкцией судна, уникальным оборудованием позволяла ему преодолевать все трудности в ледовом плавании. Построенная в 1974 г. на Балтийском судостроительном заводе им.Серго Орджоникидзе, “Арктика” три года до известного похода водила караваны судов Северным морским путем. На ее борту в этом рейсе находились два вертолета, а также мощный бульдозер на случай, если возникнет необходимость в строительстве посадочной площадки на льду. 13 суток понадобилось “Арктике”, чтобы пройти 3852 мили – до полюса и обратно. 1609 миль ледокол шел через ледовые поля, а 1200 миль – буквально ломился через сплошной покров мощных многолетних льдов большой толщины. Эти испытания с честью выдержали и ледокол, и люди – 207 моряков, авиаторов, инженеров, ученых. В память об историческом событии на грунт в географической точке Северного полюса опущена памятная металлическая доска с изображением Государственного герба СССР, названием корабля, координатами и датой покорения полюса надводным кораблем – 17 августа 1977 года.

Мазный Н.В. Старший научный сотрудник ГИМ