Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
1 Августа
1164 - Андрей Боголюбский одержал победу над волжскими болгарами
Андрей Боголюбский одержал победу над волжскими болгарами
Реконструкция М.М. Герасимова по подлинному черепу Андрея Боголюбского
1. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Филиповский, Ефрем. Краткое историческое и хронологическое описание жизни и деяний великих князей российских… В 3 т. Т. 2. Москва, 1807.
Князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII - XV вв. - Т. 1. - М., 1961. Табл. 126. Между С. 258-259.
Вариант реконструкции дворцового ансамбля в Боголюбове
Радзивиловская летопись Л. 205.  «В лето 6672… иде князь Андрей на болгары…» Поле описания картинки: Л. 205 Текст
«В то же лето идее князь Андрей на болгары со сыном своим Изяславом, и с братом своим Ярославом, и с Муромским князем Гургем, и поможе им Бог и Святая Богородица над болгары - самех иссекоша множество, а стяги их поимаша, но одва в мале дружене утече князь болгарский до Великого города»
Поход Андрея Юрьевича Боголюбского в Волжскую Болгарию; бегство остатков болгарского войска после поражения.
 Радзивиловская летопись Л. 205 об. «Стояху же пешци со Святою Богородицею на полчищи под стяги… и поклонишася пред святою Богородицею, и почаша целовати Святую Богородицю с радостию великою и со слезами, хвалы и песни въздающе Ей».
Благодарственное моление Владимирской иконе Богоматери, взятой Андреем Боголюбским в поход на Волжскую Болгарию.
Церковь Покрова на Нерли. 1165 г.

Владимиро-Суздальское княжество, бывшее до начала XII в. одним из самых незначительных уделов Руси, при Андрее Боголюбском переживало политический и культурный расцвет. Андрей Боголюбский (около 1112—1174, с. Боголюбово) был сыном Юрия Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы. В.Н. Татищев так пишет об Андрее Боголюбском: «Сей князь роста был не вельми великого, но широк плечами и крепок, яко лук едва кто подтянуть мог, лицом красен, волосы кудрявы, мужественен был в брани, любитель правды, храбрости... все князья его боялись и почитали... много книг читал, и в советах и в расправе земской с вельможи упражнялся, и детей своих прилежно тому учил, сказуя им, что честь и польза состоит в правосудии, расправе и храбрости».

Андрей Боголюбский был одной из центральных политических фигур 60–70-х гг. XII в., сыграв решающую роль не только в создании на северо-востоке Руси мощного Владимиро-Суздальского княжества, но и в проведении новой политики, направленной на превращение Владимира в главный политический центр Руси, призванный заменить в этой роли древний Киев. Незаурядный дипломат, опытный полководец, хорошо образованный и имевший близкие отношения с церковью, Андрей «без отне воле», т.е. наперекор отцовской воле, ушел в Ростово-Суздальское княжество. Там, в «Суждальской земле» он сделал столицей княжества Владимир, превратив маленькую крепость в богатый город с величественными соборами, многочисленными церквями и неприступными крепостными стенами, а в десяти верстах от Владимира, на месте, по преданию указанном князю Богоматерью, заложил княжескую резиденцию с храмом Рождества Богоматери. «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены» — сообщает без указания года Краткий Владимирский летописец.

Укрепление могущества Владимиро-Суздальского княжества сопровождалось многочисленными походами Андрея Боголюбского на Волжскую Болгарию, Новгород и Киев. Одной из основных задач его внешней политики стала попытка завоевания великого волжского пути. Волжская Болгария со времен походов Святослава представляла серьезную опасность для Русского государства. Сокрушительный удар по врагу был нанесен в 1164 г., когда Андрей с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием во главе русского войска сожгли и разрушили несколько болгарских крепостей и «взяли» знамена. Болгарский князь с малой дружиной едва успел бежать в Великий город — Болгар.

В этот поход Андрей Боголюбский брал с собой Владимирскую икону Богоматери, по преданию написанную евангелистом Лукой, и двустороннюю икону Спаса Нерукотворного и Поклонения Кресту. По легенде, в день решающей победы над болгарами, 1 августа 1164 г. произошло чудо, описанное в Лаврентьевской летописи, — ослепительные лучи света, исходившие от ликов Богородицы и Нерукотворного Спаса, озарили всю местность и покрыли своим светом все русское войско. Воины, воодушевленные таким чудом, разгромили вражескую армию и заняли несколько городов противника. Это событие было причислено к ряду многочисленных чудес иконы Богоматери и ознаменовавшее покров Богоматери над Русью.

В память об этом чуде по инициативе Андрея Боголюбского были учреждены праздники в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября), вошедшие в литургический обиход Русской Церкви, и создан ряд литературных произведений, главной темой которых является покровительство Богоматери Владимиро-Суздальскому княжеству: «Сказание о победе 1164 года над волжскими болгарами и праздник 1 августа», «Слово Андрея Боголюбского о празднике 1 августа», «Слово на праздник Покрова», «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери», сохранившиеся в более поздних списках. Они положили начало популярному циклу памятников об одной из наиболее почитаемых святынь Владимиро-Суздальской Руси, а затем Москвы и всего Российского государства — иконе Владимирской Богоматери. Позднее в этот цикл вошли «Повесть о Темир Аксаке» начала XV в. и компилятивное «Сказание об иконе Владимирской Богоматери» середины XVI в.

Андреем Боголюбским был построен и первый храм, посвященный новому празднику, — знаменитая церковь Покрова на Нерли. Храм был сооружен в устье реки Нерли, при впадении ее в реку Клязьму в 1165 г. как памятник победы над врагами и в честь особого заступничества и покровительства Богородицы Русской земле.

1 1