26 Августа
1797 - День рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, апостола Америки и Сибири
1812 - Бородинское сражение
1839 - Открыт главный памятник Бородинскому сражению
1994 - Учреждено ОАО "Славнефть"
День рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, апостола Америки и Сибири
Портрет митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Венеаминова).
Алеуты в национальной одежде.
Икона «Свмч. Петр Алеут»

Митрополит Иннокентий в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов (1797 1879). Родился в селе Ангинском Иркутской губернии, в семье пономаря. По кончине отца, был отдан на воспитание дяде дьякону Д.Попову, а в 1806 г. определен в Иркутскую духовную семинарию. Помимо традиционных знаний, мальчик пристрастился к механике, и даже соорудил водяные часы с боем. В 1814 г. в семинарии сменился ректор, и новый попечитель решил переменить некоторым ученикам фамилии, неблагозвучно звучавшие или часто употреблявшиеся. Так Иван Попов стал Вениаминовым, в память епископа Иркутского Вениамина (Багрянского).

Еще до окончания семинарии, в 1817 г. Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона Благовещенской церкви, через четыре года приняв и сан священника. В 1823 г. отец Иоанн, единственным из местного духовенства, выразил желание посвятить себя миссионерской деятельности, когда в Иркутскую епархию поступило предписание Синода о выделении священника для отправки на Алеутские острова Аляски. Как он сам писал, первоначальное нежелание сменилось нетерпением, узнав «об усердии алеутов к молитве и слушанию Слова Божия». Спустя почти год, с большими трудностями и многочисленным семейством, отец Иоанн достиг места назначения острова Уналашку. Миссия включала только трех пастырей на других островах и небольшой часовни, где проводились службы.

Русская православная церковь установила здесь свое присутствие с конца XVIII в., когда эти места в середине века были открыты, объявлены русскими владениями и здесь начала действовать организованная «Российско-Американская компания». Первая миссия, состоящая из восьми монахов, подверглась большим испытаниям: в 1791 г., глава миссии архимандрит Иоасаф, утонул во время шторма, другой отец Ювеналий, был убит туземцами, но «благодаря мягкому и кротком характеру, алеуты вскоре охотно начали принимать христианскую веру, оставляя язычество».

Новому миссионеру пришлось не только вести духовную работу, но первоначально обучать население различным ремесленным навыкам, для того чтобы построить храм для отправления полноценного богослужения. Многое в возводимой церкви во имя «Воскресения Христова» священнику приходилось делать собственноручно. Одновременно он усердно изучал алеутский язык. Проповеди и беседы его отличались простотою и доступностью, отношения к новой пастве – добросердечием. Он стремился и к распространению грамотности среди алеутов, эскимосов и индейцев, общими усилиями строил не только церкви, но и школы, составлял учебники, толковые словари. Миссия священника на Уналашке (1824 1834), а позднее на Ситке (1834 1838) развивалась вполне успешно. Сам отец Иоанн неустанно изучал обычаи, нравы, верования аборигенов, географические особенности местности, постепенно накапливая материал исследовательского характера.

В 1839 г. отец Иоанн отправился в Петербург для отчета о проделанной работе и публикации своих трудов. «Обзор православной церкви в Русской Америке» с его рекомендациями открыть новую епархию на северо-востоке Азии был одобрен в Синоде. Особую поддержку алеутскому пастырю оказал митрополит Московский Филарет (Дроздов), которого тот воспринял своим духовным наставником, когда, неожиданно став вдовцом, первоархиерей стал подвигать его к принятию монашества. Именно по его ходатайству были пристроены на казенное содержание шесть детей отца Иоанна. С его благословения в 1840 г. состоялся и иноческий постриг с именем Иннокентий, «в честь святителя Иннокентия Иркутского, продолжателем дела которого он… явился», а вскоре и рукоположение иеромонаха Иннокентия в архимандриты. В то же год была образована новая епархия «Русской Америки». Император Николай I из трех кандидатов выбрал архимандрита Иннокентия, сказав после аудиенции: «Передайте митрополиту, что я желаю, чтобы вы были назначены архиереем новой епархии». Возведенный в сан епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, владыка отбыл в новую епархию с центром в Новоархангельске.

С одобрения Синода 1839 1840 гг. были изданы и труды миссионера, необходимые в столь важной деятельности: переведенные на алеутский язык «Евангелие от Матфея» и «Указание пути в Царствие Небесное», где просто и кратко объяснялись важнейшие положения православия. Позже книжка была переведена на славянский и русский языки, выдержав 17 изданий. Стали известны исследовательские работы епископа: «Население русских владений в Америке и разделение его», «Мифологические предания колошей, обитающих на северо-западном берегу Америки», «Способности и браки алеутов» и фундаментальный труд «Записки об островах Уналашкинского отдела», куда вошли антропологические, этнографические, географические и метеорологические описания. В 1846 г. был издан «Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка» с приложением словаря на 1200 слов.

С 1841 г. епископ Иннокентий, продолжая свое служение, постоянно пребывал в разъездах, преодолевая подчас более пяти тысячи верст по своей обширной епархии. С открытием новых приходов, он наставлял священников действовать силой проповеднического слова, а «не принуждением или заманчивыми обещаниями». Помимо проповедей, епископ предписывал учить всех желающих грамоте, как на местном, так и на русском языке.

В 1850 г. уже в сане архиепископа, он получил в управление еще и Якутию с 210.000 населением. По трудности задачи, кафедра была перенесена в Якутск, сам владыка поселился здесь в Спасском монастыре и долгих семь лет в сложных условиях проповедовал евангельские истины и налаживая не только церковную жизнь. В своей «Записке о разных предметах, касающихся церквей в Якутской области» генерал-губернатору Восточной Сибири графу Н.Н.Муравьеву-Амурскому, он писал, что якуты многие, зная и используя русский язык в управлении, никогда не переменят своего языка на русский, как это сделали другие народы. И свою первейшую задачу вновь видел в переводах «книг священного писания и поучений». Среди его практических мер: строительство около 150 церквей и часовен, создание новых приходов, открытие церковно-приходских школ, издание на якутском языке «Священного Евангелия» и богослужебных книг, позволивших проводить службу на природном языке; «Краткая грамматика», составленная его сподвижником протоиереем Д.Хитровым. Сам он заезжал в глухие якутские и тунгусские уголки, ранее никогда не посещавшиеся другими архипастырями.

В 1860 г. преосвященный Иннокентий оставил Якутск и переместился в г. Благовещенск, перенеся свою деятельность в Амурский край, не забывая якутской паствы и добиваясь, вплоть до 1870 г., открытия здесь самостоятельной епархии. Но не только епархиальные дела живо интересовали архиерея «патриота». В 1850-е гг. он был соратником графа Н.Н.Муравьева-Амурского по усилению российских прав в освоении Приамурских земель, даже заложил церковь и оставил священником своего сына на основанном посту Николаевский-на-Амуре. Во время Крымской войны в 1855 г. чуть не был захвачен англо-французским десантом, поскольку пребывал в Аянском порту, месте его высадки, призывая всемерно к сопротивлению захватчикам.

Как и в других местах, архипастырь, на Дальнем Востоке активно продолжал свою миссионерскую и исследовательскую деятельность. Став членом-корреспондентом Российской Академии наук за свои научные достижения еще священникам, в 1869 г. владыка был избран почетным членом Императорского Русского Географического общества.

В 1868 г., несмотря на преклонные лета, архиепископ Иннокентий был призван на ответственное служение в древнюю столицу, приняв сан митрополита Московского после кончины святителя Филарета (Дроздова). Сохраняя крепость традиций своего духовного наставника, он и здесь не забывал о своем миссионерском призвании. В 1870 г. в Москве было организовано Православное Миссионерское общество, призванное всемерно способствовать просвещению «с целью проповеди Евангелия на окраинах России». Его попечением были образовано Московское епархиальное училище иконописания, благотворительная богадельня для бедных духовного звания в селе Острове, Владычно-Покровская община сестер милосердия, Немощный, почти слепой, он продолжал свое служение до последних дней жизни. Одной из последних иницатив митрополита было возведение церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Московской Духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре, где в 1879 г., по кончине, был и погребен высокопреосвященный Иннокентий в древнем Свято-Духовом храме. «Дайте знать, чтобы при погребении моем речей не было, в них много похвал. А проповедь по мне скажите, она может иметь назидание, и вот текст для нее: «от Господа стопы человеку исправляются», наставлял он незадолго до кончины.

Укрепленный митрополитом Иннокентием вековой миссионерский опыт православной церкви был оценен как равноапостольский. В 1974 г. собором архиереев Американской Православной Церкови обсуждался вопрос о канонизации просветителя Аляски. Три года ушло на изучение бережно собранных в США и на родине митрополита свидетельств о его жизни и трудах. В 1977 г. в единодушии с американскими архиеереями, Священный Синод Русской Православной церкви причислил к лику святых митрополита Иннокентия, святителя Московского, апостола Америки и Сибири.