Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
30 Августа
1756 - 30.08 (10.09).1756 г. Учреждение первого профессионального русского театра
30.08 (10.09).1756 г. Учреждение первого профессионального русского театра
 Неизв. художник. Конец XVIII в. Холст, масло.
Портрет Ф.Г. Волкова.
 Гравюра Я. Васильева по ориг. М.И. Махаева. 1753 г.
Панорама от Невского моста между Исаакиевской церковью и Кадетским корпусом.
 Гравюра И.Ф. Лапина по ориг. И. Головачевского. XVIII в. В роли, в комедии Реньяра «Игроки», читает Сенеку.
Портрет Я.Д. Шумского.
Портрет И.А. Дмитревского.
Гравюра А.А. Осипова (?). XVIII в.  ?
Портрет П.А. Плавильщикова (1760-1812).

XVIII в. сыграл важную роль в становлении русского национального театра. 30 августа 1756 г. императрица Елизавета Петровна подписывает указ о создании первого русского государственного профессионального «Русского для представления трагедий и комедий публичного театра».

До этого, несмотря на преследования церковной и светской власти, существовал народный театр – «скоморошеские игрища», театр Петрушки, кукольный театр. Ему противостоял театр «церковного алтаря», церковных действ, традиции которого восприняли школьные театры, существовавшие при высшей Духовной семинарии (затем – Славяно-греко-латинской академии) и в Медико-хирургической школе в Москве, в Киево-Могилянской духовной академии. Под влиянием расширяющихся связей с европейскими странами возникает обычай театральных постановок при Посольском доме, в частных домах боярской знати, при царском дворе. Новую страницу в истории русской культуры открыло существование театра при дворе царя Алексея Михайловича в 1672–1676 гг. Его организатор, глава Посольского приказа А.С. Матвеев, привлек к театральной «потехе» не только жителей Немецкой слободы – пастора И.Г. Грегори, его учеников и помощников, но и подъчих Посольского приказа, а также мастеровых Мещанской слободы, работавших над оформлением «комедийной хоромины» и, видимо, участвовавших в представлениях. 17 октября 1672 г. в Преображенском царю и боярам впервые была показана «Комедия об Эсфири» («Артаксерксово действо»).

Первый публичный профессиональный театр в России появился при Петре I. Для его представлений было построено специальное деревянное здание на Красной площади и приглашена труппа немецких актеров под руководством И. Кунста. Театр существовал не долго (1702–1706 гг.), однако, успел познакомить зрителей с рядом сюжетов и образов мировой драматургии и возбудить в обществе интерес к этому роду зрелищ. К 1707 г. относится начало театральных представлений при дворах царевны Натальи Алексеевны в Преображенском и царицы Прасковьи Федоровны в Измайлове.

В дальнейшем при императорском дворе регулярно давались оперные и балетные спектакли, которые разыгрывали приглашенные труппы иностранных актеров – немецких, французских и итальянских. При императрице Елизавете Петровне в начале 1750-х гг. эти представления становятся доступными для всех «прилично одетых людей», в круг зрителей допускаются лица купеческого звания.

В середине XVIII в. интерес к театральным представлениям в различных слоях российского общества выражается в появлении и в столице, и во многих городах страны полупрофессиональных демократических театров. Этому способствовало разрешение правительства в 1750 г. устраивать в частных домах «вечеринки с пристойною музыкою» и представлять «русские комедии». Их организаторами и участниками были «разных чинов люди» – «канцеляристы, копиисты, даже стряпчие, заодно с дворовыми людьми». Еще в 1730-е гг. театральные представления начали давать кадеты Сухопутного шляхетного корпуса, а в 1750-е гг., сразу после основания Московского университета, возник студенческий театр и там. Эти два последних театра сыграли значительную роль в формировании театральной культуры в России и становлении национального русского театра. Из Шляхетного корпуса вышли А.П. Сумароков и М.М. Херасков, из Университета – Д.И. Фонвизин, М.И. Попов, П.А. Плавильщиков и ряд других драматургов, заложивших основы национального театрального репертуара.

Возникновение первого профессионального Российского театра тесно связано с именами Александра Петровича Сумарокова (1717–1777) и Федора Григорьевича Волкова (1729–1763).

Перу Сумарокова принадлежат первые русские трагедии – «Хорев», «Синав и Трувор», «Артистона», «Семира» и комедии «Чудовищи», «Трессотиниус», с огромным успехом поставленные силами кадетов в корпусе и при дворе в конце 1740-х – начале 1750-х гг. и прочно вошедшие затем в репертуар всех любительских трупп России. Сумароков создал национальный репертуар, без которого невозможно создание национального театра.

Купеческий сын Ф.Г. Волков, в котором интерес к театру впервые проявился во время обучения в Москве, где он бывал на театральных представлениях студентов Славяно-греко-латинской академии, в 1750 г. набрал в Ярославле любительскую труппу и построил с помощью дворянского общества театр на 1000 зрителей по собственному проекту. Первые же представления принесли успех, которому способствовали репертуар, актерское мастерство, сложные в техническом отношении постановки. Среди актеров ярославской труппы мы видим братьев Федора – Григория и Гаврилу, братьев Поповых, один из которых впоследствии стал драматургом, автором первой русской комической оперы «Анюта», второй – известным актером, И. Ныркова, будущего знаменитого актера-трагика, педагога, переводчика, более известного под псевдонимом И. Дмитревский.

Слава о театре дошла до столицы. В январе 1752 г. труппу Волкова приглашают в Петербург, где она дает несколько представлений на придворной сцене. После этого принимается решение о создании русского театра на профессиональной основе. Императрица приказывает отдать наиболее способных актеров труппы для обучения в Сухопутный шляхетный корпус для приобретения необходимой общей подготовки и придания блеска их природным талантам. Туда же решают направить несколько человек из Придворной капеллы. В 1755 г. Сумароков начинает формировать труппу театра. В нее входят окончившие курс в Шляхетном корпусе ярославцы и певчие, пришедшие по объявлению в газете первые актрисы – А.М. Зорина, сестры Мария и Ольга Ананьины, А.М. Мусина-Пушкина, Е. Билау. Позже к ним присоединились П. Ульянов, Е. Сичкарев, Л. Татищев, Д. Ищучин, А. Аблесимов (будущий автор текста комической оперы «Мельник – колдун, обманщик и сват»). Наиболее значимой фигурой в труппе после Ф. Волкова и И. Дмитревского был выдающийся комик Я.Д. Шумский.

Первые годы становления Российского театра связано с именем А.П.Сумарокова, назначенного его директором. На его плечи легли все заботы о театре: он был и режиссером, и преподавателем актерского мастерства, подбирал репертуар, занимался хозяйственными вопросами, составлял афиши и газетные объявления. Для поднятия авторитета актеров он выхлопотал им дворянское отличие – право носить шпагу. Иногда придирчивый в своих требованиях, он с любовью следил за развитием талантов и навыков к сцене и был искренним другом талантливейших представителей своей труппы; известна, например, его трогательные элегии на смерть Шумского и Троепольской.

Спектакли новый театр давал с начала 1757 г. «в Головкинском каменном доме, что на Васильевском острове, близ Кадетского дома», потом в театре Летнего императорского дворца. Ставились они два раза в неделю.

Российский театр действовал на постоянной основе, как государственный и общедоступный. В зрительном зале места, в соответствии с ценами на билеты, занимали дворяне, купечество, разночинцы, ремесленники. Основу репертуара составляли трагедии Сумарокова, П. Корнеля, Ж. Расина, комедии Ж.-Б. Мольера. Находили своего зрителя и мистерии Дмитрия Ростовского. Со временем все большей популярностью начали пользоваться драмы Ф.-Н. Детуша и Ж.Ф. Реньяра.

Е.Г. Горохова Ведущий научный сотрудник ГИМ, к. и. н.