31 Августа
О чём писали газеты 31 Августа
Умер И.И.Бецкой
Панорама города Стокгольма
Вид г.Копенгагена
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Иоганна Елизавета, принцесса Ангальт-Цербстская (1712-1760)
Портрет Екатерины II
Иван Иванович Бецкой (1704-1795)
Бецкой И.И. Учреждение императорского Воспитательного для приносных детей дома и госпиталя для бедных родильниц в столичном городе Москве Ч. 1.
Медаль “В честь тайного советника Ивана Ивановича Бецкого. 1772”

3 февраля 1704 г. в Стокгольме у плененного под Нарвой в 1700 году русского генерала князя Ивана Юрьевича Трубецкого родился сын. Кто была его мать точно неизвестно, да и, наверное, не столь важно, ведь приехавшая к мужу в плен княгиня Ирина Григорьевна высказала желание принять мальчика в свое семейство, где он рос вместе с их дочерью Анастасией.

Отец готовил его к военной карьере, отдав в кадетский корпус в Копенгагене. Однако судьба распорядилась иначе: во время учений в Датском кавалерийском полку, где началась его служба, он получает серьезную травму и вынужден уйти в отставку. Желая продолжить свое образование, он слушает курсы лекций в различных учебных заведениях Германии, затем – в Париже.

В 1728 году Бецкой возвращается в Россию, где служит адъютантом при своем отце, генерал-фельдмаршале. Дальнейшую его карьеру ускорили два дворцовых переворота. Во время первого – Елизаветы Петровны, – он был посредником в ее сношениях с послом Франции в России маркизом де ла Шетарди, а в решающую ночь с 24 на 25 ноября 1741 года находился безотлучно при цесаревне, за что и был удостоен ордена св.Екатерины, снятого с ее плеча.

Императрица назначает его сначала в свиту герцогини Иоганны Елизаветы Ангальт-Цербстской, матери невесты наследника престола – в будущем Екатерины II, а затем – камергером великого князя Петра Федоровича. Образованность и даровитость выделяют Бецкого из круга приближенных к “молодому двору”, и эти качества не остались незамеченными Екатериной, чье царствование было позже украшено его проектами и начинаниями.

Во время переворота 1762 года Бецкой, будучи сторонником вел.кн.Екатерины Алексеевны, предпринимает некие агитационные действия в среде гвардейцев. На долгие годы он становится одним из самых приближенных к императрице людей. В конце того же года его назначают главой Комиссии для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы, где он руководит грандиозными строительными работами в царских резиденциях, возведением зданий Академии художеств, Института благородных девиц, Воспитательных домов в обеих столицах и др. В 1764 году он становится президентом Академии художеств, оставаясь на этом посту до 1794 года.

Все это отнимает много времени и сил. Но главным делом его жизни становится педагогическая реформа. Основные ее положения изложены в его “Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества”, где используются идеи просветителей Дж.Локка, Я.А.Коменского и Ж.Ж.Руссо. Цель воспитательного процесса Бецкой видел в создании “новой породы людей” – просвещенных гуманных дворян, купцов, ремесленников.

Большую роль при этом, по его мнению, должно играть женское образование, ведь именно женщина-мать стоит рядом с ребенком от колыбели до зрелости и имеет наибольшее влияние на формирование его личности. По плану Бецкого создается вновь и реорганизуется несколько учебных заведений – Воспитательные дома в Москве (1764) и Петербурге (1770), училище при Академии художеств, Коммерческое училище в Москве, Институт благородных девиц с отделением для девочек из мещан и пр. Дети, с малолетства взятые от родителей, получают там воспитание и профессиональные навыки на основе прогрессивных идей просветительства (учителя – достойные гуманные люди, обучение без принуждения и телесных наказаний с учетом склонностей ребенка и т.д.). При участии и под руководством Бецкого разрабатываются инструкции и учебные планы, изданные в “Собрании учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества” и другие уставные и программные труды.

Идеи Бецкого, разделяемые Екатериной II, поддерживаются в обществе, рождая целое движение меценатства, пожертвований на содержание новых учебных заведений. Но фортуна переменчива, и вот уже былая благосклонность императрицы сменяется холодностью, во второй половине 1770-х годов его отстраняют от руководства просветительными учреждениями. Умирает он, забытый двором, 31 августа 1795 года. Однако память о его благородной деятельности на ниве российского просвещения всегда будут чтить благодарные потомки.

Горохова Е.Г. Старший научный сотрудник ГИМ