Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
4 Августа
1811 - День рождения крупнейшего собирателя христианских древностей П.И.Севастьянова
День рождения крупнейшего собирателя христианских древностей П.И.Севастьянова
Портрет П.И.Севастьянова и вид выставки христианских древностей из коллекции П.И.Севастьянова, проходившей в феврале 1859 г. в здании Синода.

Севастьянов Петр Иванович (1811–1867) юрист, действительный статский советник, путешественник, археолог, коллекционер. Основатель первого музейного собрания христианских древностей в составе Румянцевского музея (1864).

Родился в Краснослободске Пензенской губернии, в семье купца 1-й гильдии, почетного гражданина города. Взращивая многочисленное семейство, отец П.И.Севастьянова, при образовании детей пользовался советами М.М.Сперанского, в 1816–1819 гг. пензенского губернатора. По окончании частного московского пансиона, П.И.Севастьянов закончил юридический факультет Московского университета. Первоначально поступил на службу в Министерство юстиции, затем служил в Военном министерстве и в Министерстве народного образования. Несмотря на успешную карьеру, награды и поощрения, был равнодушен к службе и мечтал о карьере профессионального путешественника. Во время многочисленных командировок по стране и поездок по Европе увлекся поисками памятников христианской культуры.

По получении наследства, в 1851 г. Севастьянов вышел в отставку, и посвятил себя уже не праздному уделу путешественника, а поиску и собиранию уникальных памятников. Побывав в Италии и Греции, Турции и Египте, более всего привлекали его отдаленные острова и уголки греческого мира, библейские места Сирии и Палестины, где во множестве сохранялись еще христианские древности, часто находившиеся в плачевном состоянии. Несколько раз Севастьянов посещал прославленный Афон, где, по общему мнению, было сосредоточение «свидетельств христианской истории», но «не многие приведены в порядок и хранятся в грудах», описывал сам путешественник состояние монастырских библиотек и хранилищ. Глубоко заинтересовавшись истоками христианского искусства, он мечтал о создании «Ключа христианской иконографии» обобщенной энциклопедии сохранившихся памятников.

Возможность вновь побывать на Святой Земле он получил только в 1857 г., после окончания Крымской войны. К своим поездкам исследователь основательно готовился, собирая все необходимое: покупал одежду, продукты питания, лекарства, альбомы для рисования. Занимался в библиотеках Петербурга и Парижа, читал специальную литературу по археологии и палеографии. Одновременно изучал новый вид искусства по совету своего друга известного фотографа С.Л.Левицкого, который можно было использовать для копирования. «…Мы были поражены разнообразием применения фотографии и совершенством ее произведений… я решился изучить фотографию с тем, чтобы применить ее к снятию копий с рукописей, актов... и скульптурных вещей, хранящихся в монастырях Афона. С этой целью я обратился к знаменитому профессору Беллоку, при легком и рациональном методе которого... достаточно было десяти уроков, чтобы посвятить меня в тайны коллодиума...» записал Севастьянов в 1857 г.

В процессе обучения его посещали насущные и актуальные идеи: «Сокровища науки... много бы выиграли, если бы были известны и были бы окончательно приобретены для науки и застрахованы от погибели; потому что, несмотря на все предосторожности, всегда будут несчастные случаи... которые могут истребить памятники, поэтому не следует ли каждой европейской библиотеке устроить фотографическое отделение для воспроизведения всего, что в ней есть драгоценнейшего». Идея о создании «фотографического архива рукописей и других древностей» была впоследствии блестяще воплощена, правда, не в России, а во Франции. Сам Севастьянов не успел создать систематического альбома своих уникальных и многочисленных находок. Эта работа велась уже позднее в стенах отделения древностей Румянцевского музея, но и она не была завершена до конца.

Энтузиаст с несколькими единомышленниками собирал древности всеми возможными способами. Там, где нельзя было получить подлинники, фотографировали, делали планы и замеры, копировали от руки, зарисовывали, изготовляли точнейшие прориси. В 1857–1858 гг. привезенные собрания памятников и копий демонстрировалось во Французской Академии надписей и словесности. Собрание снимков поразило ученых. Значение фоторабот было высоко оценено. Один из историков писал, что честь применения фотографии к нуждам археологии принадлежит П.И.Севастьянову, честь особенная, потому что он свои первые фотографии делал с памятников, недоступных ученым, — с памятников Афонской горы.

В конце 1858 г., после возвращения в Россию состоялась выставка в Московском университете, а затем в здании Синода в Петербурге. Последнюю посетили император Александр II и императрица Мария Александровна, что несомненно способствовало еще большей ее популярности, а собиратель получил за заслуги орден св. Владимира 3-й степени. Об экспедиции и коллекциях писали все столичные и московские газеты. П.И.Севастьянов читал лекции на выставке, доклады в научных обществах, стал почетным вольным общником Академии художеств. В апреле 1859 г., он вновь отправляется на Афон уже официальным руководителем экспедиции с рекомендациями Археографической комиссии и подъемными суммами от императорской четы, Академии художеств и Синода. Параллельно с официальными заданиями – снятием копий и слепков с уникальных памятников – он собирал коллекцию рукописей и церковной утвари. В 1860 г., по возвращении, последовали новые выставки в Петербурге. Здесь демонстрировалось более 150 уникальных икон, византийские фрески и предметы церковной утвари, свыше 1200 иконных прорисей и фотографий, до 200 чертежей византийской архитектуры, свыше 5000 древних рукописей.

Глава экспедиции мечтал о создании специализированного «Византийского музея». Несмотря на всеобщее одобрение столь масштабной частной инициативы, раздавались упреки со стороны собратьев по цеху, что «без разбора знатока пользовался афонскими древностями, собирая все, что попадалось ему под руку...». Время показало, что упреки были несправедливы.

После закрытия экспозиции в Академии художеств, часть севастьяновской коллекции была передана в Музей древнерусского искусства при Академии. Призрачной оказалась идея создания «Византийского музея» в Петербурге или Вильно. Средств на строительство как всегда не доставало. Тогда Севастьянов откликнулся на просьбы своего брата и его друга Н.В.Исакова, попечитель Московского учебного округа и организатора нового Публичного Румянцевского музея в Москве, о размещении коллекций на правах временного пользования в открывающемся музее. Заручившись рекомендациями людей близких по духу, знатоков древностей археолога Г.Д.Филимонова и профессора К.К.Герца, Севастьянов перевез собрание в Москву и разместил в четырех залах, став первым хранителем и организатором нового отделения христианских древностей Румянцевском музея. В дальнейшем, вплоть до своей кончины, П.И.Севастьянов выражал желание завещать всю коллекцию Музею, так как многие памятники были не только в Академии художеств, но и еще хранились «в Париже, на Афоне, в Дрездене, кладовой дворца великой княгини Марии Николаевны, у Поленова». Но сам все собрать он не успел. Не смогли исполнить его завещание и родные, и коллекция осталась раздробленной.

После расформирования Румянцевского музея в 1924 г. собрание было поделено еще раз. Известные ныне «древности» П.И.Севастьянова хранятся в Историческом музее, Российской Государственной библиотеке, Эрмитаже и Музее изобразительных искусств, Третьяковской галерее и Русском музее, Российской Национальной библиотеке и Академии художеств.