Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
6 Августа
1502 - Дионисий с сыновьями начинает работы по росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Дионисий с сыновьями начинает работы по росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Вид Ферапонтова монастыря
Фотограф А. Антонников
Вид Ферапонтова монастыря
Миниатюра Четвероевангелия. Конец 1460 — начало 1470-х гг. Мастерская Митрофана и Дионисия
Евангелист Лука
Миниатюра Четвероевангелия. Конец 1460 — начало 1470-х гг. Мастерская Митрофана и Дионисия
Евангелист Иоанн Богослов с Прохором
Деталь: Девы с кувшинами у купели Богоматери Роспись западного фасада собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря. 1502 г. Дионисий и мастерская Из книги: Лившиц Л.И., Попов Г.В. Дионисий. М., 2006.
Рождество Богоматери
Роспись щеки восточного свода и восточной люнеты собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря. 1502 г. Дионисий и мастерская Из книги: Лившиц Л.И., Попов Г.В. Дионисий. М., 2006.
Богоматерь Воплощение с архангелами. Покров Богоматери
Роспись южной подпружной арки собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря. 1502 г.  Дионисий и мастерская Из книги: Лившиц Л.И., Попов Г.В. Дионисий. М., 2006.
Святые князья Борис и Глеб

Датой основания преподобным Ферапонтом, другом и сподвижником Кирилла Белозерского, монастыря, расположенного неподалеку от Кириллова, традиционно считается 1398 год. Около 400 лет эта обитель была одним из видных культурных и религиозных центров и играла в культурной жизни Севера не менее важную роль, чем Кирилло-Белозерский монастырь. Особенно насыщенной жизнь монастыря была на рубеже XV и XVI столетий, когда во главе него находился ростовский архиепископ Иоасаф. Именно в это время в монастыре ростовскими мастерами строится каменный собор Рождества Богородицы (1490), расписывать который приглашается крупнейший представитель московской школы живописи конца XV в.— Дионисий (около 1440—после 1503)

В истории древнерусского искусства личность Дионисия, в отличие от других прославленных иконописцев, Феофана Грека и Андрея Рублева, жизнеописания которых почти не сохранились, представляет собой редкое исключение. И хотя даты его рождения и смерти известны приблизительно, количество документальных источников о творчестве художника, его работах и заказах довольно значительно. Внушительно и число сохранившихся до нашего времени произведений, связанных с его именем.

Но, безусловно, самым совершенным творением Дионисия стали монументальные фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, - единственный сохранившийся в неискаженном виде, полностью уцелевший ансамбль фресок Древней Руси, с его композицией, рисунком, цветом

Самое раннее письменное свидетельство о начале деятельности Дионисия сохранилось в житии Пафнутия Боровского, где сказано, что Дионисий под началом Митрофана-иконника «подписал» каменный храм во имя Рождества Богоматери в Пафнутиев-Боровском монастыре (1467–1477). «СОВЕРШЕННОЕ УКРАШЕНИЕ ПРИЕМЛЕТ ЕЖЕ ОТ ЖИВОПИСЦЕВ МИТРОФАНА ИНОКА И ДИОНИСИЯ И ИХ ПОСОБНИКОВ, ПРЕСЛОВУЩИХ ТОГДА ПАЧЕ ВСЕХ В ТАКОВЕМ ДЕЛЕ». Дионисий пишет иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля (1481–1482), где его помощниками, как сообщает летопись, были «ПОП ТИМОФЕЙ, ЯРЕЦ ДА КОНЯ», создает иконы и фрески соборной церкви Иосифо-Волоколамского монастыря (после 1485). «…ПОДПИСАЛ ЕЯ ХИТРЫМИ ЖИВОПИСЦЫ В РУССКОЙ ЗЕМЛИ ДИОНИСИЕМ И ЕГО ДЕТМИ ВЛАДИМЕРОМ И ФЕОДОСИЕМ И ПАСЕЕЮ ИНОКОМ И ДВА БРАТАНИЧА ИОСИФОВА, ИНОК ДОСИФЕЙ ДА ИНОК ВАСИЯН». Дионисию приписывают также иконы «Богоматерь Одигитрия» 1482 г., «Спас в силах» и «Распятие» 1500 г., а также — «Митрополит Петр в житии», «Митрополит Алексий в житии» и ряд других работ.

Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями. Небольшой по размерам храм Рождества Богородицы расписан сценами из земной жизни Девы Марии, объединенные общей темой прославления Богоматери, ее величия и милосердия. Площадь стенописи собора ~ 600 кв.м. Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. «+ В ЛЕТО 7010 МЕСЯЦА АВГУСТА ВЪ 6 НА ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА НАЧАТА БЫСТЬ ПОТ... А ЦЕРКОВЬ + А КОНЧАНА НА 2 ЛЕТО МЕСЯЦА СЕНТЯВРЕА ВЪ 8 НА РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТЫА ВЛАДЫЧИЦА НАШЫА БОГОРОДИЦА МАРИА. ПРИ БЛАГОВЕРНОМ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ // ИВАНЕ ВАСИЛИЕВИЧЕ ВСЕА РУСИ ПРИ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ВАСИЛИЕ ИВАНОВИЧЕ ВСЕА РУСИ И ПРИ АРХ ... ХОНЕ + А ПИСЦИ ДЕОНИСИЕ ИКОННИК СЪ СВОИМИ ЧАДЫ О ВЛАДЫКО ХРИСТЕ ВСЕ ЦАРЮ ИЗБАВИ И ГОСПОДИ МУК ВЕЧНЫХ». Роспись, состоящая из 300 композиций, украшает не только интерьер, но и фасад храма, где изображен главный сюжет — «Рождество Богородицы»

Здесь же, в арочном проеме стены над захоронением второго игумена преподобного Мартиниана сохранилось очень редкое изображение еще не канонизированных Ферапонта и Мартиниана и композиция, посвященная прославлению Богородицы, — покровительницы основателей монастыря. Развитие темы продолжается внутри храма, где фрески выполнены в соответствии с каноном православных стенописей XIV—XV вв. — сверху вниз порядно. Они полностью покрывают стены, своды, столпы, софиты окон и дверей. В трех люнетах центральной части храма размещены крупные торжественные многофигурные композиции: «Собор Богородицы», «Похвала Богородице» и «Покров Богородицы». В центре каждой из них — фигура Богоматери, восседающая с младенцем на коленях или же стоящая с покровом в руках на фоне высокого пятиглавого собора в образе царицы небесной, осеняет человечество своим покровом — символом защиты от бед.

Особая роль отведена изображениям на текст акафистного гимна (самого раннего в русских стенописях), прославляющих Марию в символических образах. Поместив в барабане образ Христа Пантократора, под ним — архангелов и праотцов, в парусахевангелистов, в щеках подпружных арок — Учение отцов церкви, в сводах — евангельские сцены, на западной стене — Страшный суд, где Богоматерь молит за человечество грозного судию, на столпах — воинов-мучеников, Дионисий достигает создания образа храма как Царства Небесного. Росписи храма Рождества Богородицы отличает удивительная связь с архитектурой. Правильное соотношение размеров фигур, уменьшающихся по мере их удаления от зрителя, масштаб росписей, прозрачность красок, подчеркивающая легкость архитектурных форм, создают впечатление расширения сложного архитектурного пространства.

Работы в Ферапонтовом монастыре стали последними в творчестве Дионисия. Работая над заказами с сыновьями и подмастерьями, он создал «школу» своих учеников. К их числу относятся и произведения сына знаменитого иконописца — Феодосия, выполнившего в 1508 г. росписи стен Благовещенского собора Московского Кремля. Современник Леонардо да Винчи и Микеланджело, Дионисий вместе с Феофаном Греком и Андреем Рублевым олицетворяет золотой век отечественной иконописи, ярко отразив свое время — эпоху становления нового Русского государства.

Савченкова Старший научный сотрудник