Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
10 (21).09.1708 г. Родился князь А.Д. Кантемир

Князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708–1744), дипломат, просветитель, поэт вошел в нашу историю как родоначальник русского классицизма и зачинатель жанра стихотворной сатиры в русской литературе. За свою недолгую жизнь он успел внести заметный вклад в развитие русской культуры. Он родился в Константинополе 10 сентября 1708 г. и был младшим сыном в семье господаря Молдавии князя Дмитрия Константиновича Кантемира, переехавшего в Россию в 1711 г. после неудачного Прутского похода Петра I. По отцу он был потомком знаменитого завоевателя Тамерлана (Тимура), по матери, княгине Кассандре, – византийского императора Кантакузена.

Князь Д. Кантемир, широко образованный человек, ученый, известный в Европе как автор книг по истории Оттоманской империи, Молдавии, мусульманства, а также работ по философии и искусству, дал своим детям блестящее домашнее образование. Особенно большое влияние на юного Антиоха оказали грек Анастасий Кондоиди, обучавший детей господаря истории и языкам, и преподаватель старославянского и русского языков И.Ю. Ильинский. Кондоиди, впоследствии, видимо, был одним из распространителей сатир в рукописях, а Ильинский был, в определенной мере, образцом в стихосложении для молодого человека. Антиох, кроме того, некоторое время слушал лекции в московской Славяно-греко-латинской академии и в академическом университете в Петербурге. Но своим обширным познаниями он в значительной степени был обязан лично себе, своей жажде знаний.

В 1726 г. А.Д. Кантемир поступил на военную службу и в 1728 г. был произведен в чин поручика лейб-гвардии Преображенского полка. Литературная деятельность Кантемира началась в 1726–1727 гг., когда он опубликовал свои первые переводы и «Симфонию на Псалтирь» – алфавитный тематический указатель к этой книге, составленный в подражание подобному труду Ильинского «На четвероевангелие». Настоящая литературная слава пришла к нему в конце 1729 г., когда были созданы две его первые сатиры – «На хулящих учение» и «На зависть и гордость дворян злонравных». Впоследствии Кантемир создал еще 7 сатир.

Сатиры Кантемира явились произведениями огромного политического звучания: они были направлены против невежества как определенной социальной и политической силы, против невежества «в шитом платье», выступающего против преобразований Петра I, просвещения и прогресса. Более того, Кантемир бичует невежество воинствующее и торжествующее, облеченное авторитетом государственной и церковной власти. Он создал яркие портреты врагов прогресса и показал, каким должен быть новый человек и истинный гражданин. Первым в нашей литературе сатирик употребил это слово, предельно четко формулируя свое идейное кредо: «Все, что я пишу, пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может». В одной из сатир рождается и знаменитое выражение «смех сквозь слезы»: «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу».

Жанр стихотворной сатиры, который ввел в русскую литературу Кантемир, был выработан поэтикой классицизма на основе античных образцов. Вместе с тем, его произведениям свойствен неповторимый национальный колорит, выразившийся в использовании в лексике устного народного творчества и в опоре на отечественную традицию (антиклерикальную, прежде всего). Большой успех сатир Кантемира предопределило то, что основным источником их содержания была современная ему русская действительность. Сразу же после их появления они получили широкое распространение в рукописных списках. О напечатании их не могло быть и речи, настолько смелым и политически острым было их содержание. Так, высокая оценка первой сатиры молодым Тредиаковским, которую он высказал в узком кругу, вызвала жалобу в Синод архимандрита Платона Малиновского, и стало поводом признать Василия Кирилловича вольнодумцем и безбожником.

В то же время, лучшие представители духовенства, такие как Феофан Прокопович, а также члены его «ученой дружины», тепло встретили появление первых двух сатир, найдя в Кантемире союзника в противостоянии врагам Петра и его просветительского дела и даже приветствовали в его в стихотворной форме. Не случаен их политический союз во время событий воцарения Анны Иоанновны в 1730 г., когда А. Кантемир резко выступил против олигархических «конституционных» притязаний Верховного тайного совета. Он собирал подписи офицеров Преображенского полка, сочинил адрес, поданный представителями дворянства императрице Анне Иоанновне с просьбой о разрыве «кондиций» и восстановлении самодержавия. Причину такой политической позиции следует искать в том, что преклоняясь перед могучей просветительской и реформаторской деятельностью Петра I, Кантемир низко оценивал дворянство, в настроениях которого он усматривал явное нерасположение или даже ненависть к просвещению, и возлагал все свои надежды на то, что именно монархическая власть продолжит дело первого императора.

Однако воспользоваться этой своей политической активностью Кантемиру не удалось: получив благодарность лишь в виде крепостных крестьян, он тщетно претендовал на пост президента Академии наук в 1731 г. 1730–1731 гг. отмечены поразительной творческой активностью поэта. Он работает над II, III, IV и V сатирами, пробует себя в новых по тому времени жанрах: песнях или одах философского и торжественного характера, баснях, эпиграммах, впервые знакомя русского читателя с этим литературным жанром, начинает героическую поэму «Петрида», перелагает стихами два псалма, сочиняет «Благодарительные стихи» и «Песнь утешения» Феофану Прокоповичу, любовные стихи, не дошедшие до нас. В это же время он перевел книгу Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», где в популярной форме отстаивалась гелиоцентрическая система. При этом он положил начало разработке научной терминологии на русском языке. Кантемир сдал свой перевод в Академию наук в 1730 г., но напечатан он был только в 1740 г., а в 1756 г. по решению Синода эта книга была подвергнута конфискации как «богопротивная книжища» полная «сатанинского коварства».

В начале 1732 г. Кантемира отправляют дипломатическим представителем в Англию. Исследователи справедливо отмечают, что это было нечто вроде почетной ссылки, и причиной ее были созданные им сатиры. В первый же год его пребывания в Лондоне ему удалось добиться поддержки Англией как российской кандидатуры на польский престол, так и автро-русских действий в начавшейся войне за польское наследство, а также направления чрезвычайным посланником в Россию лорда Дж. Форбса, обладавшего значительным весом в Адмиралтействе. Этот успех был вознагражден правительством: Кантемир был возведен в ранг чрезвычайного и полномочного посланника, ему вдвое увеличили жалованье.

В 1738 г. Кантемира переводят во Францию в том же ранге посланника. Как в Англии, так и во Франции, Кантемир достойно отстаивал интересы России, проявив себя талантливым дипломатом. Вместе с тем, он явился одним из первых ярких представителей русской культуры за рубежом, сумев завязать широкие связи в литературных и научных кругах стран пребывания. В этот период Кантемир продолжает свои литературные занятия: пишет сатиры, басни, лирику, религиозно-философское рассуждение «Письма о природе и человеке», переводит классические произведения древности (Анакреона, К. Непота, Горация, Эпиктета и других), а также современных ему писателей (например, «Персидские письма» Монтескье).

Смерть от чахотки рано прервала эту кипучую деятельность. Кантемир скончался 31 марта (11 апреля) 1744 г. в Париже и погребен в Московском Никольском греческом монастыре.

Е.Г. Горохова Ведущий научный сотрудник ГИМ, к. и. н.