Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
20 cентября
20 сентября 1246 года Гибель великого князя Михаила Всеволодовича и боярина Федора Черниговских в ставке Батыя
Москва. Церковь Михаила князя и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев

К началу XIII в. на территории Киевской Руси, существовало несколько политически самостоятельных земель, управлявшиеся разными ветвями рода Рюриковичей. Черниговская земля находилась в руках потомков знаменитого Олега Святославича — старших и младших Ольговичей. Многочисленные потери в междоусобных войнах, в которых активно участвовали на протяжении XII – начала XIII в. Ольговичи, гибель в битве на Калке Мстислава Черниговского, привели к тому, что старшим среди уцелевших черниговских князей, становится Михаил Всеволодович. Именно он и попытался в 30-е гг. XIII в. восстановить былое величие черниговского княжеского дома. Дважды (в 1224 и 1229 гг.) он становился князем новгородским, в 1235–1236 гг. — галицким, а на момент монголо-татарского нашествия Михаил Черниговский был великим князем Киевским (1236–1240 гг.).

Весной 1239 г. начался второй этап батыева нашествия — на этот раз на Южную Русь. Татары нанесли удар по главным оборонительным пунктам древней Руси. Сначала они захватили Переяславль, а несколько месяцев спустя, обрушились на Черниговское княжество. На помощь осажденному городу поспешил двоюродный брат Михаила Черниговского князь Мстислав Глебович из Турова. Он храбро атаковал монголов, был «лютый бой», но был ими разбит. 18 октября 1239 г. город был взят. Чернигов очень долго не мог оправиться после разгрома и восстановился в прежних границах лишь в XVIII в.

К Киеву Батый подошел в ноябре 1240 г. «Пришел Батый к Киеву в силе тяжкой, окружила город сила татарская, и не было ничего слышно от скрипенья телег, от рева верблюдов, от ржанья коней; наполнилась земля Русская ратными». В Киеве тогда княжил Даниил Романович Галицкий, который выехал из города, оставив для его защиты воеводу Дмитрия. После 9 дневной осады и штурма 6 декабря 1240 г. Киев пал. Князь Михаил с сыном срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался князь Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен — Русь была разгромлена. Не получив поддержки, Михаил возвратился в разрушенный Киев, где правил до 1243 г., времени своего отъезда в Венгрию на свадьбу сына Ростислава, когда Киев был захвачен переяславским князем Ярославом. После этого Михаил вернулся в Чернигов, где правил до момента, когда, вместе с рядом других князей, был вызван в ханскую ставку на Волгу в Золотую Орду для подтверждения прав на княжение (от князей требовалась полное повиновение хану, а на княжение — особое разрешение — ярлык).

Обстоятельства гибели черниговского князя в ханской ставке изложено в «Сказании об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора» и в «Истории монголов» францисканского монаха Джиованни дель Плано Карпини, возглавившего папскую миссию в Орду в 1245 г. В главе о богопочитании «татар», Карпини рассказывает о монгольском обычае в полдень поклоняться идолу императора и о том, что этому идолу они «заставляют поклоняться некоторых знатных лиц, которые им подчинены». «Отсюда недавно случилось, что Михаила, который был одним из великих князей Русских, ... они заставили раньше пройти между двух огней; после они сказали ему, чтобы он поклонился на полдень Чингисхану. Тот ответил, что охотно поклонится Батыю и даже его рабам, но не поклонится изображению мертвого человека, так как христианам этого делать не подобает. И, после неоднократного указания ему поклониться и его нежелания, вышеупомянутый князь передал ему …, что он будет убит, если не поклонится. Тот ответил, что лучше желает умереть, чем сделать то, что не подобает. И Батый послал одного телохранителя, который бил его пяткой в живот против сердца так долго, пока тот не скончался. … После этого ему отрезали голову ножом…». Вместе с Михаилом был убит и его верный боярин Федор. «После этого сказали Федору: «Если ты поклонишься богам нашим, то получишь все княжество князя своего». И ответил Федор: «Княжения не хочу и богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!» Тогда начали мучить Федора, как прежде Михаила, после чего отрезали честную его голову… Святые же тела их повержены были псам на съедение. И много дней лежали, однако божиею благодатью оставались невредимым. …Случилось же убиение их в год 6753 (1246), месяца сентября в двадцатый день».

Гибель Михаила и Феодора в Орде была истолкована как мученическая смерть за христианскую веру, они были признаны святыми и канонизированы русской церковью. О гибели черниговского князя и его боярина сообщается в летописях. В середине XV в. составитель и автор житий русских святых Пахомий Серб (Логофет) пишет Житие Михаила Черниговского. Оно было включено в Великие Минеи Четьи митрополита Макария и, в свою очередь, послужило источником для многих более поздних переработок и широко включалось в летописные своды XV в..

Их мощи хранились в Чернигове, а 14 февраля 1572 г. были перевезены в Москву по желанию царя Ивана IV Грозного. На месте встречи мощей перед въездом в город была поставлена церковь на территории бывшего Ивановского монастыря, посвященная их имени. В 1770 г. мощи были перенесены в Сретенский собор, а с 1774 г. они находятся в Архангельском соборе Московского Кремля, в бронзовой раке, которая заменила серебряную, похищенную в 1812 г.

Л. Савченкова Вед. научн. сотрудник