Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
На Тверской заставе Москвы состоялось открытие Триумфальных ворот
Литография Ф.Бенуа. 1840-е гг. ГИМ
Триумфальные ворота.
Фоторафия. 1997 г.
Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве.

20 (2 октября) сентября 1834 г. на Тверской заставе Москвы состоялось открытие Триумфальных ворот в память победы России в Отечественной войне 1812 года.

В середине 1814 г. к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы (в середине нынешней Тверской улицы, на площади Маяковского) была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но временный памятник быстро ветшал, и в 1826 году было решено заменить деревянную арку каменной. Составление проекта поручили московскому архитектору С.И.Бове. Разработанный им проект был принят в апреле 1829 г.

Торжественная закладка ворот на главном въезде в Москву из Петербурга (ныне – площадь Белорусского вокзала) состоялась 17 августа того же года. В основание будущего памятника была вмурована бронзовая доска с надписью: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Постройка Триумфальных ворот – единственного уцелевшего в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г., растянулась на пять лет. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов-победителей. Бове создал яркий, выразительный образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и развалин», как говорилось в одной из надписей на воротах.

У Тверской заставы ансамбль простоял 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали ул. Горького – Ленинградское шоссе. Триумфальные ворота кордегардии (помещения для воинского караула) и остатки соединявшей их кованной ограды были разобраны. Интересно, что когда рабочие поднялись на ворота для демонтажа украшавшей их колесницы, то обнаружили в ее повозке сверток с законсервированным инструментом, т.к. вся скульптурная композиция была собрана на болтах. А когда вынули клинья из под колес колесницы, она поехала и упала бы если бы один из рабочих быстро не сунул под колесо гаечный ключ. Богатое скульптурное убранство ворот 32 года хранилось в филиале Музея архитектуры (на территории Донского монастыря).

В 1966 г. Московский Совет депутатов трудящихся принял решение о восстановлении Триумфальных ворот на новом месте. Перед проектантами стояла задача не из легких: ведь в одном только венчающем арку карнизе требовалось разместить 1276 самостоятельных деталей. Архитекторам, художникам и инженерам предстояло по сохранившимся обмерам, рисункам и фотографиям воссоздать первоначальный облик памятника, восполнив утраченные элементы декора. Скульпторы-реставраторы тщательно изучив архивные материалы, подготовили более 150 моделей – точных копий каждого восстанавливаемого элемента декора. Опытные мастера художественного литья по гипсовым формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с военными атрибутами вместо подлинных, вмонтированных в стены вестибюля Музея-панорамы «Бородинская битва» в 1962 году. Немало потрудились над отливками и чеканщики. Большое мастерство потребовалось для того, чтобы из разрозненных деталей собрать рельефы с изображением древних воинов, пирамиды из воинских доспехов, воссоздать утраченные фрагменты чугунной «одежды» Триумфальных ворот.

Вопрос о новом месте размещения и объеме восстановительных работ вызвал много споров и предложений. Одни считали, что Триумфальная арка должна быть восстановлена на Ленинградском шоссе. Другие полагали, что арку следует вынести за черту города, на Поклонную гору. Третьи были убеждены, что Триумфальные ворота нужно восстанавливать как монумент на въездной площади Кутузовского проспекта в виде арки.

Необходимо было поставить 28-метровый памятник так, чтобы его не закрывали многоэтажные дома, чтобы он не потерялся между ними и чтобы издали можно было рассмотреть его неповторимое декоративное убранство. Наиболее подходящим местом архитекторами была признана нынешняя площадь Победы. Теперь Триумфальная арка ставилась без кордегардий и ограды не как проезжие ворота, а как монумент с таким расчетом, чтобы ее с обеих сторон обтекали оживленные транспортные потоки, а она объединяла и украшала пространство между окружающими домами, в то же время не сливаясь с ними.

6 ноября 1968 г. замечательное творение Бове обрело вторую жизнь. Трудом проектировщиков, реставраторов и строителей был воссоздан грандиозный московский памятник в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Триумфальная арка встала на площади Победы, недалеко от Поклонной горы, образуя единый историко-мемориальный комплекс вместе с Музеем-панорамой «Бородинская битва», «Кутузовской избой» и расположенными рядом с ними памятниками. Лицевой стороной арка обращена к въезду в столицу. Размещая ее таким образом, архитекторы соблюдали старую традицию, по которой триумфальные ворота и арки всегда ставились главным фасадом к ведущей в город дороге.

Основу памятника составляет однопролетная арка с шестью парами свободностоящих 12-метровых чугунных колонн пышного корифского ордера, расположенных вокруг двух арочных опор – пилонов. Между каждой парой 16-тонных колонн, в образованных ими нишах, на высоких постаментах размещены мощные литые фигуры воинов с сердцевидными щитами и длинными копьями, в древнерусских кольчугах и островерхих шлемах, с наброшенными на плечи плащами – мантиями. Бородатые лица витязей суровы и выразительны.

Над фигурами воинов в верхней части пилонов, укреплены искусно выполненные, изящные, полные динамизма горельефы. На рельефе «Изгнание галлов из Москвы» или «Побитие двунадесяти языков», изображен рукопашный бой на фоне кремлевской стены. Неудержимо надвигающиеся справа плотными рядами российские воины в античных доспехах теснят врага, войско которого бежит, бросая оружие. На переднем плане воин-победитель. Левой рукой он держит круглый шит с гербом России. Взмахом правой он занес меч над поверженным врагом. В фигуре российского воина воплощена мощь народов России, поднявшихся на борьбу с завоевателями. Ужасу и обреченности врагов противопоставлена твердая уверенность и безграничная решимость воинов-освободителей Москвы. Выразительно исполнена и фигура убитого неприятельского воина с обнаженной грудью.

Другой горельеф – «Освобожденная Москва» - выполнен в более спокойной манере. Полулежащая русская красавица, опирающаяся левой рукой на щит с московским гербом, олицетворяет Москву. Ее фигура облачена в сарафан и мантию, голову украшает небольшая корона. Правую руку она протягивает императору Александру I. На нем богатое платье римского цезаря. Эти центральные фигуры окружены изображениями древнегреческих богов – Геракла с палицей на правом плече, Минервы и других. Фоном для них служит зубчатая стена Московского Кремля.

Традиционные фигуры трубящих о победе Слав парят в простенках над изгибами арки. А по всему периметру сильно выступающего карниза помещены гербы административных районов России, население которых участвовало в борьбе с агрессором. Замковый камень между парящими Славами на основных фасадах ворот украшен небольшой фигуркой на чугунном приливе. Символика этой фигуры весьма интересна. Изображен мужчина в римских одеждах. В левой руке он сжимает свиток. Можно предположить, что рассматриваемая фигура – образ воина, ставшего вестником победы и мира, образ гонца, несущего москвичам призыв объединиться в мирном труде по восстановлению древней столицы России.

Над карнизом застыли в спокойных позах аллегорические статуи «Храбрость» и «Твердость», отчетливо выделяющиеся на светлом фоне аттика. Сидящие фигуры строго ориентированы по вертикалям пилонов и как бы венчают каждую пару колонн. У ног богинь сложены военные трофеи.

В одной руке каждой из четырех богинь на главных фасадах – лавровый венок победителя, а в другой миртовая ветвь, символ мира. На боковых фасадах ворот вместо миртовых ветвей богини держат обломанные мечи. Их классически строгие лица оживлены легкой улыбкой.

Арку венчает колесница Славы, словно летящая над аттиком. Шестерка коней, выступая мерным шагом, влечет колесницу. В колеснице гордо стоит крылатая богиня Победы. Высоко поднятым в правой руке лавровым венком она венчает победителей. Взгляд древнегреческой богини обращен к въезжающим в столицу. Она словно стремиться сообщить им радостную весть о победе.

Основной карниз в антаблементе и потолок пролета ворот обильно покрыты растительным орнаментом, лепниной и розетками. По краям арочного потолка – ряды воинских доспехов. Четыре большие доски в каждом ряду разделены пятью малыми, рисунок которых повторяет детали скульптурного оформления московского Манежа. Между рядами досок с доспехами размещены в три ряда 39 чугунных розеток растительного орнамента.

Ни одна из известных триумфальных арок не имеет столь богатого декоративного и скульптурного убранства, распределенного по шести ярусам: сидящие Славы и доски с надписями; сильно раскрепованный основной карниз; гербы; рельефы, трубящие Славы; шесть горельефов и потолочные доски; фигуры воинов.

Чугунное убранство Триумфальных ворот отливали в 1833 г. на Мышегском железоделательном заводе в городе Алексине Тульской губернии.

На центре аттика, над проезжей частью, по обеим сторонам арки помещены мемориальные доски с надписями. Та из них, что смотрит на город, составлена из слов приказа М.И.Кутузова в связи с окончанием Отечественной войны от 21 декабря 1812 г., обращенных к российским воинам: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем». До сноса ворот надпись на аттике со стороны города гласила: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшего из пепла и отеческим попечением украсившаго первопрестольный град сей, лета 1812 во время нашествия галлов и с ними двадесяти язык огню преданный. 1826». На противоположной стороне ворот та же надпись была повторена по-латыни. Теперь на главном фасаде повторен текст закладной доски.

Стены арки облицованы белым камнем, добытым близ подмосковного села Татарова. В свое время Бове частично использовал и белый камень, которым отделывали мытищинский самотечный водопровод, - он тогда перестраивался.

Идею ясного и спокойного сознания победы Бове помогли выразить талантливые русские скульпторы. И.П.Витали и И.Т.Тимофеев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора, наметившего в общих чертах скульптурное убранство арки.

Имена создателей, история сооружения и возобновления Триумфальной арки записаны на памятной чугунной доске, установленной под сводом арки: «Московские Триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. сооружены в 1829-34 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 г.»

Триумфальная арка – это прекрасный, проникнутый идеей торжества символ победившей России, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. «Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» - Писал В.Г.Белинский. И лучшее тому подтверждение – Триумфальная арка на площади Победы в столице России.

А. А. Смирнов