Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ссылки
Сервисы: содержание - о Хронографе - помощь - обратная связь
Хронограф: на главную - Энциклопедии Рубрикона - добавить в избранное - cделать стартовой
Яndex: наука - словари - экономика - Hi-Tech - почта - открытки
Rambler: почта - новости - словари - антивирус - руметрика - валюта - спорт - погода - текущая позиция в Rambler Top100
Google: поиск - gmail - статистика
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Примечание
Даты событий, происшедших с 5 октября 1582 года по 31 января 1918 года приведены по «старому стилю». Для пересчета дат в современный (григорианский) календарь следует применять следующие правила:
С По Добавить
5.10.1582 29.02.1700 10 дней
1.03.1700 29.02.1800 11 дней
1.03.1800 29.02.1900 12 дней
1.03.1900 31.01.1918 13 дней
Дни недели не изменяются.
Подробнее: Большая советская энциклопедия, статья «Календарь»
 
25 cентября
1392 - Кончина преподобного Сергия Радонежского
Кончина преподобного Сергия Радонежского
Москва. Начало XV в. Дерево, левкас, темпера Из местного ряда Троицкого собора Троицко-Махрищского монастыря
БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ ХРИСТОМ НА ПРЕСТОЛЕ, АРХАНГЕЛОМ ГАВРИИЛОМ И С ПРЕДСТОЯЩИМ В МОЛЕНИИ ПРЕПОДОБНЫМ СЕРГИЕМ РАДОНЕЖСКИМ
Лицевой список  XVI в.
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО ИГУМЕНА СЕРГИЯ ЧУДОТВОРЦА. НАПИСАНО ПРЕМУДРЕЙШИМ ЕПИФАНИЕМ
Реконструкция В. Балдина 1953 г.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВИД ТРОИЦКОГО СОБОРА 1442 г.
Северный фасад 1990-е гг. Фото
ТРОИЦКИЙ СОБОР 1442 г.
Московская школа Дерево, левкас, темпера Основан Дмитрием Донским в память о победе над ханом Мамаем
ЦАРСКИЕ ВРАТА УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ НИКОЛО-УГРЕШСКОГО МОНАСТЫРЯ XV в.
1-я треть XV в. 1980-е гг. Фото
СПАССКИЙ СОБОР АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ
1990-е гг. Фото
СЕНЬ НАД РАКОЙ СЕРГИЯ 1737 г.

Сергий Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых, основатель Троице-Сергиевой Лавры, инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях, идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики князя Дмитрия Донского.

Сведения о жизни и деяниях преподобного Сергия мы черпаем из сочинения Епифания Премудрого “Житие Сергия Радонежского”, написанного между 1417 — 1418 годами, почти сразу же после смерти святого. Родился Сергий Радонежский в Ростове в семье боярина Кирилла в 1314 году (по другим сведениям — около 1320-х). Вскоре родители Варфоломея (так назван был преподобный Сергий при крещении) из-за частых и разорительных татарских набегов, тяжелой дани и неурожайных лет обеднели и вынуждены были переселиться со всем своим семейством в Радонеж, удел, оставленный Иваном Калитой сыну своему Андрею, где переселенцам предоставлялись некоторые льготы. После смерти родителей Сергий, уступив женатому брату Петру свою часть наследства, отправился в Хотьково-Покровский монастырь, в котором иночествовал его овдовевший старший брат Стефан. Но, стремясь к “строжайшему монашеству”, он оставался там недолго.

Вместе с братом он основал пустынь на берегу р.Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где построил около 1335 года небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм.

Вскоре Стефан переселился в Москву, а Сергий, оставшись один, в 1337 году принял иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки из других монастырей, услышав о святости отшельника Сергия; образовалась обитель. Постепенно слава ее росла: в нее стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились с ней по соседству, жертвовали ей своё имущество. И пустынь, сначала довольно бедная, постепенно превратилась в богатый монастырь. Видя, что средства обители постоянно увеличивались от приношений и вкладов, преподобный Сергий установил при ней странноприимство, так что все нуждавшиеся в помощи нищие, больные получали в ней всю необходимую помощь.

Уступив просьбам своих учеников, Сергий согласился стать игуменом обители, и в 1354 году был посвящен в сан. Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Став настоятелем обители, преподобный Сергий своим примером обучал братию. Он, как некогда преподобный Феодосий Печерский, ежедневно совершал литургию, первым шел в церковь и на монастырские работы. Сам молол пшеницу, сеял муку, пек просфоры, варил кутию, делал свечи и всегда носил самую бедную одежду, покрытую заплатами. Преподобный Сергий еще при жизни совершил несколько чудес, и весть о его чудесах и подвигах, распространившаяся повсюду, привлекала к нему людей не только из ближних, но и из дальних городов и весей.

Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его стать его преемником, но Сергий решительно отказался. Великий князь Дмитрий Иванович Донской также не раз приходил в его обитель, а перед Куликовской битвой, собираясь в поход на Мамая, получил от Сергия благословение. “Народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался, наконец, с духом, встал на поработителей и, не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарские полчища в открытой степи и там навалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многочисленными костьми... и эту силу нравственную, и это чувство бодрости и духовной крепости вдохнул в своих современников преподобный Сергий”.

Заслуга Сергия для русского монашества состояла не только и не столько в том, что он основал Троице-Сергиеву Лавру, а в том, что его трудами и при его участии и благословении, его учениками были устроены многочисленные обители. Около 1360 года Сергий вместе с митрополитом Алексием основал монастырь во имя Спаса Преображения, в котором первым игуменом стал его ученик Андронник, а вторым — другой его ученик — Савва. В 1374 году по просьбе князя Владимира Андреевича Серпуховского преподобный основал в Серпухове Высоцкий монастырь, в котором оставил игуменом своего ученика Афанасия, а в 1377 году Сергий и митрополит Алексий основали под Москвой Симонов (Успенский) монастырь. Его первым игуменом стал ученик и племянник Сергия — Федор, сын Стефана, впоследствии, возглавивший ростовскую кафедру.

Кроме монастырей, основанных при непосредственном участии святого Сергия, появились тогда на Руси и многие другие монастыри. Савво-Сторожевский (Рождественский) под Звенигородом, Авраамиев (Успенский) под Чухломой, Павлов-Обнорский (Троицкий) в костромских лесах, Спасо-Ефимьев (под Суздалем), Макарьев-Желтоводский (под Нижним Новгородом). Духовная генеалогия преподобного Сергия Радонежского продолжалась и после его смерти 25 сентября 1392 года. Ученики учеников радонежского игумена основали Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Пафнутьев-Боровский, Ферапонтов, Калязин монастыри — ставшие в XV—XVI веках крупнейшими центрами духовной жизни, книжности и церковного искусства. Огромное значение имели монастыри школы преподобного Сергия Радонежского и в хозяйственном освоении окраин Русского государства, осваивая и заселяя лесистые и пустынные места, монастыри преображали эти земли.

Выдающийся русский историк В.О.Ключевский писал о роли преподобного Сергия Радонежского в истории России: “Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло: своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертней, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть в нем тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч”

Савченкова Л.Л. Старший научный сотрудник ГИМ